16.04.2024
«Триодь постная» 1589 года
Государственный архив Архангельской области (ГААО) – обладатель крупнейшей в области коллекции кириллических книг XVI-XVII веков (146 памятников против 60 книг следующего по объему собрания книг кирилловского шрифта – Архангельского краеведческого музея). Да и в целом архивная коллекция кириллических книг, в которую входят печатные издания до 1918 года, насчитывает более шестисот экземпляров! Среди них встречаются очень интересные: не сохранившиеся в столичных собраниях, не зафиксированные в библиографии, не обнаруженные на данный момент на территории России. И это касается не только книг подпольных старообрядческих типографий, но и – что гораздо более удивительно – синодальных изданий! О некоторых из них мы рассказывали здесь.
Систематическая работа по идентификации и описанию книг кирилловского шрифта из фонда ГААО была начата в 2007 году, но до сих пор не завершена – и до сих пор преподносит сюрпризы сотрудникам Регионального центра консервации документов и сохранения книжных памятников Добролюбовки. Мы открываем очередную книгу – и не знаем, что увидим внутри. Ситуация понятная, если книга еще не идентифицирована, но бывает и так: номер присвоен, инвентарная карточка составлена, проставлена примерная датировка, определено заглавие, порой зачеркнуто и рядом написано другое.
Берем в руки книгу, листаем и видим очень необычную заставку. Раньше она не попадалась специалистам Центра! А ведь книг XVII века описано уже немало… Это сразу же заставляет предположить, что перед нами не XVII век, а более раннее издание. Водяные знаки в виде разных вариантов кувшинов также говорят в пользу этого предположения, так как встречаются на бумаге конца XVI – начала XVII века.
Проверяем по каталогу – и точно: удивившая нас заставка зафиксирована лишь в одной книге: «Триоди постной», напечатанной Андроником Тимофеевым Невежей в 1589 году.
Возможно, это новое имя для наших читателей: мы много рассказывали об Иване Федорове и Петре Мстиславце, о выпущенном ими первом русском датированном печатном издании («Апостол», 1564), об их отъезде из Москвы, причины которого до сих пор точно неизвестны, об их занятиях книгопечатанием на новом месте – в Великом княжестве Литовском.
Но московское книгопечатание не прекратилось с отъездом первопечатников: здание типографии после пожара отстроили заново, издательский процесс возобновили. Во главе типографии встал новый человек – Андроник Тимофеев Невежа. О нем практически ничего неизвестно (все сведения извлечены из его собственных послесловий к напечатанным книгам), однако его считают учеником Ивана Федорова, печатником десяти важных для кириллической книжности изданий, пять из которых до этого существовали только в рукописном виде (Триоди цветная и постная, «Октоих», «Минея общая», «Служебник»), а шестое («Апостол», 1597) стало первой печатной книгой, где был указан тираж.
До недавнего времени на территории Архангельской области были зафиксированы только три издания Андроника Тимофеева Невежи: «Октоих» 1594 года (хранится в фонде Архангельского краеведческого музея), «Апостол» 1597 года (Северодвинский краеведческий музей) и «Минея общая» 1600 года (Ненецкий краеведческий музей в Нарьян-Маре). Казалось бы, добавилось еще одно (самое раннее!): «Триодь постная» 1589 года издания?
Но сюрпризы архивного экземпляра на идентификации «Триоди постной» не закончились. В книге были обнаружены еще три листа из других печатных изданий! Идентификация показала, что один из них принадлежит «Октоиху» 1594 года, а два других – «Апостолу», изданному в 1606 году сыном Андроника, Иваном Невежиным. Ранее «Апостол» не был зафиксирован на территории области.
По мнению специалистов Российской государственной библиотеки, даже один лист кириллической книги, особенно XVI-XVII веков, следует регистрировать как отдельный дефектный экземпляр, из которого сохранился только один лист. Если следовать этой логике, в областном архиве обнаружено не одно, а сразу два издания XVI века и одно издание XVII века! Окончательное решение – за сотрудниками архива, однако значимость находки очевидна уже сейчас, ведь кириллических книг XVI века в области сохранилось совсем немного: всего 16 изданий (22 экземпляра). А после регистрации книги их станет на 1 издание и 1 экземпляр больше (не считая пока дефектного экземпляра «Октоиха» 1594 года).