29.09.2020

Евангелие братьев Мамоничей

Изданий XVI века в Архангельской области наперечет: их зафиксировано всего 15 (экземпляров 22). Поэтому обнаружение каждой новой книги – это событие.

В сентябре этого года фонд Северодвинского городского краеведческого музея (далее – СГКМ) пополнился Евангелием учительным 1595 года издания (это 5-й экземпляр XVI века в СГКМ). Книга, представляющая собой сборник фрагментов из трудов Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других отцов церкви на воскресные евангельские чтения, издана в типографии братьев Мамоничей в Вильне и является перепечаткой заблудовского Евангелия 1569 года.

Попытка прояснить незнакомые слова погружает нас в перипетии славянского книгопечатания XVI века. Как известно, в 1564 году в Москве выходит первая точно датированная печатная русская книга – Апостол. В ней указаны имена печатников – Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через год они же выпускают вторую книгу – Часослов. А потом, по причинам, которые до сих пор точно не известны, покидают Москву, увозя с собой печатное оборудование.

Гетман Великого княжества Литовского Ходкевич приглашает мастеров в свое имение Заблудов и поручает устроить типографию там. В 1569 году выходит Заблудовское Евангелие учительное – последний совместный труд Ивана Федорова и Петра Мстиславца после отъезда из Москвы. Книга быстро завоевала популярность в православной среде.

Произошло так, что печатники расстались: Иван Федоров отправляется во Львов, а Петр Мстиславец – в Вильну, где с помощью богатых горожан Ивана и Зиновия Зарецких, а также православных купцов Кузьмы и Луки Мамоничей оборудует новую типографию. Он проработал в ней недолго (уже в 1576 году разногласия между Мстиславцем и Мамоничами разбирал городской суд), однако сумел задать тон всему книжному делу и определить стиль издательской продукции Друкарни дома Мамоничей.

Даже в 1590-х братья Мамоничи оформляют книги в московских традициях, используя в заставках и буквицах только растительный орнамент. Хорошая бумага, крупный шрифт, печать в два проката (с использованием киновари) – всё это говорит о том, что типография больших финансовых затруднений не испытывала. И всё это мы можем увидеть на страницах поступившей в Северодвинский музей книги.

Ценность данного экземпляра увеличивает наличие ранней вкладной записи, которая начинается так: «Лета 7106 [1598] году июля в 20 день положил сию книгу в дом Рождеству Христову и Пречистыя Успения Иван Никитин сын Кисель».

Поздравляем Северодвинский городской краеведческий музей со столь ценным приобретением! Теперь на территории Архангельской области уже 16 изданий (23 экземпляра), напечатанных в XVI веке.

Назад